Sunday 21 December 2008

Дмитрий Глуховский. "Метро 2033"

Слышал об этом романе, но читать не собирался.

Ну, еще один роман - мир после катастрофы, единственно - антураж московского метро.

Однако, сидя в самолете наткнулся на его интервью. Типа он глубоко проникает в суть вещей, если ему сообщают читатели/специалисты об ошибках, он их исправляет. Он не стоит на месте и ищет новые формы, сейчас работает над "Метро 2034". Всё ничё, но тут он лягнул моего земляка - Лукьяненко, типа мужик нашел нишу и пишет одно и тоже. И я решил посмотреть роман этого искателя новых форм.

Мир после катастрофы, живые в Московском метро.

Сказать, что это вторично - ничего не сказать. Это описано в сотнях романов, это даже не вторично - это просто трюизм. Вся оригинальность в том, что живые живут на станциях Московского метро и там у них набор микро государств/сообществ. Идеология этих сообществ почему-то перекликается с названиями станций. Иногда в этом есть логика, но чаще - фиг. Роман рассчитан на москвичей и гостей столицы, многократно упоминаются станции и мелкие детали. Суть сюжета - путешествие молодого парня, непомнящего жизнь наверху по этому лабиринту, тьфу ты, по этому метро.

Ни фантазии, ни языка. Но для москвичей приятно. Я как-то вычитал, что роман "День Шакала" Фредерика Форсайта был в какой-то мере новым словом - там упоминались конкретные места в Европе - кафешки, вокзалы, детали, которые известны тем кто там был или живет. Говорилось, что своим оглушительным успехом роман обязан именно этим обстоятельствам. Учитывая население Москвы у романа "Метро 2033" были все шансы на успех в отдельно взятом городе.

С другой стороны чего я так ругаюсь? Это до того не оригинальный роман, содержащий архетип всех романов о ядерной катастрофе, что если кто-то прочтет его первым, то именно остальные будет восприниматься как вторичные. Есть и новые веяния, старые романы были наукообразны - радиационные мутации, период полураспада, а тут уже вариант "ужастиков" - страшные "чёрные люди".

Я начал этот путь с Хайнлайна - "Пасынки Вселенной". Там деградировавший экипаж космического корабля разбился на отдельные группы и продолжал бессмысленное, теперь, путешествие. Для меня именно этот роман будет первым. То есть, мне повезло больше :-).

No comments:

Post a Comment