Thursday 1 March 2012

Уильям Гибсон. "Нейромант"


Вот вы говорите - Киберпанк, а я говорю ... Нет, вы ничего не говорите. Хорошо, я говорю - Киберпанк. Что я имею в виду?

В разделах электронных библиотек, в аннотациях к книгам, часто встречается термин Киберпанк, но из всего прочитанного, я могу назвать только одного автора, который писал Киберпанк.

Правильно, это Гибсон. Собственно после его произведений и появился этот термин, и кроме него никто подобного не писал... ок, я ни у кого кроме него подобного не читал (так точнее).

В чем фишка. Будущее описано как максимально технологичное - это и ИТ на каждом углу и в каждом устройстве, это и успехи в биологии, это и достижения в технологии, но ... общество тоже самое. То есть расслоение, наличие "дна", причем расслоение усилилось ... хотя, нет, пожалуй именно такое же как сейчас. Дикая нищета, но  теперь с гаджетами, и огромное богатство, как и сегодня, с доступом к самым современным технологиям.

Именно это видение будущего мне импонирует. Ведь со времен Древнего Рима мы имеем все тоже самое - плебс, граждан и сенаторов.Это наиболее правдивая картина будущего, а вовсе не прекрасная жизнь с новыми технологиями, как в советской, так и в зарубежной фантастике. Теперь нищий может иметь мобилу, в будущем некий коммуникатор, но жить будет все так же в тесноте и грязи.

Технологии. Тут Гибсон тоже интересен. Он скорее Жюль Верн и/или Артур Кларк, а не  фантаст описывающий будущее, в котором побеждены законы физики - гиперпереходы, телекинез и т.д. Он описывает вполне реальные варианты будущего, допущения не столь чудовищны. Его "Трилогия моста" в этом отношении, вообще, подробное описание настоящего.

А как сюжет спросите вы? Отлично, отвечу я. Бодро и стремительно. События развиваются в продуманном мире, что тоже привлекает. Если смотрели "Джонни-Мнемоник" с Киану Ривзом, так это тоже его рассказ. Причем рассказ жестче и лучше. В общем, фантастика "для мальчиков", кровь, грязь, погони, перестрелки в реальном и виртуальном пространстве.

Несмотря на 1984 год написания, роман не содержит ляпов, и сегодня не читается как нечто несуразное и смешное. Для фантастики жюльверновского типа это просто отличный показатель.

P.S.
Я тут не пересказал сюжет, если хотите погуглите. Дело в том, что пересказ сюжета абсолютно не передает атмосферы, киберпанковскости, произведения. Подумаете, что это триллер, или боевичок фантастический, а это ... киберпанк.

No comments:

Post a Comment