Tuesday 13 October 2009

Михаил Успенский. "Райская машина"


Стёпа посоветовал. Я ему доверяю, поэтому быстро скачал и прочитал. Ну, нравится ему Успенский. Хотя я предпочитаю того, кто про крокодила Гену писал.

Дело в том, что я читал его вещи написанные в соавторстве с Лазарчуком.
Гиперборейская чума
Вещи на меня большого впечатления не произвели, но что-то в них было, то есть не полный отстой. Но вот кто из соавторов привнес хорошее, я не разбирался.

Если говорить о цикле про Жихаря
Там, где нас нет
Время Оно
Кого за смертью посылать
то это уровень самиздата, попытки написать что-то смешное, с юмором (?). Хаять не буду, но сказать что именно написано в каждой из книг не смогу, хотя читал.

Что могу сказать о данном произведении? Много.

1. Сюжет и сюжетные ходы повторялись столько раз в мировой и российской фантастике, что это уже просто использование культурного слоя:
Некий человек отсиживается вдали от людей, не видя, не слыша новостей, несколько лет, потом возвращается в сильно изменившийся мир. А там глобальная катаклизма. И он должен ... По крайней мере разобраться.
И не говорите, что вы этого не читали.

2. Все происходит в нашей реальности. От нашего недалекого прошлого - где-то 90-е годы до нашего недалекого будущего - где-то 2010-е годы. Прошлое наше. Описано хорошо и узнаваемо, приметы времени, антураж, персонажи. Будущее мрачное, хотя можно сказать, что сбываются мечты многих. Такое будущее описано во многих российских полуфантастических и фантастических романов. Даже перечислять не буду романы с подобной ситуацией. Близкий апокалипсис, блин.

3. Концовка, традиционно для современных российских авторов, не сделана нормальным образом. Не умеют? Наверное. Надо было как в советское время сначала писать рассказы, проталкивать их в журналы и сборники, а потом переходить к крупным формам, тогда бы и концовки были удобоваримые. Ан нет, таперича сразу саги пишем.

4. Какого черта читал? А понравилось!
Хороший язык - что по нынешним временам редкость великая.
Хорошее построение сюжета, грамотное.
Неплохая фишка с якобы цитатами из песен:
«Ты обманывал нас, францисканский монах, – вечной жизни теперь не бывает…»
их там много, все в тему, иногда по тексту - очень не плохо.
Кстати, много отсылок к каким-то фактам, книгам, многое узнаваемо - чувствуешь себя культурным человеком, что приятно. Вообще, конечно, не интеллектуальное чтение, но культурный контекст совпадает с моим. Меня не учат, мне не повествуют, со мной разговаривают. Приятно!

Да, можно прочитать. Но рекомендовать не буду
- если у вас память лучше, чем у меня, то может раздражать вторичность,
- если вы больше тяготеете к сюжету, чем к языку, то может быстро наскучить,
- если вы считаете, что концовка должна быть нормальной концовкой, разрешающей конфликт, или объясняющей произошедшее, или оставляющей вопросы открытыми, а не просто ниоткуда не следующим финалом (я уже и не надеюсь на такое), то может сугубо не понравиться.
Но:
Ты обманывал нас, обезумевший Фриц, – Бог не умер, он просто так пахнет…
прелесть!

No comments:

Post a Comment